Блог

Академическая норма склонений

Почему нам «врут» в школах?

Склонения – одна из обширных тем, которая проходится в школе довольно долго и подробно. Наверное, каждый из нас помнит её из детства. Запомнить их было очень легко:

 

I – существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже;

II – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е;

III – существительные женского рода с нулевым окончанием.

 

Однако те, кто после школы выбрал филологическую специальность, после поступления в университет обнаруживают, что название склонений и их окончания не совпадают. Если вы из любопытства полезете в справочник русского языка, вы заметите, что первое и второе склонение меняются местами.

Зачем же в школах преподают «неправильные» склонения?

Ответ таков: это традиция, которой уже более двухсот лет. Та грамматика и те правила склонения, которые сейчас повсеместно преподаются в школах, стали известны ещё благодаря М.В. Ломоносову и его «Русской грамматике» 1755 года:

 

первое – имена мужского и женского рода;

второе – имена мужского и среднего рода;

третье – имена среднего рода на – я;

четвертое – имена женского рода на – ь.

 

Эта же классификация повторяется в работе известного российского лингвиста А.А. Барсова.

Однако 19 веке 3 склонение убрали, назвав слова на -мя разносклоняемые. Получилось так, что первоначальная нумерация сместилась, поменяв порядок привычных всем склонений. Так и получилось, четвёртое склонение превратилось в третье. За всё время существования склонений российские языковеды много раз предлагали свои системы отсчёта склонений.

Есть предположение, что первое склонение занимает первую строчку именно потому, что его окончания имеет большинство слов в русском языке.

Смещённая нумерация, конечно, поначалу сбивает с толку юных филологов. Считается, что им переучиться гораздо проще, нежели перелопатить всю систему образования, перевыпустить все пособия и учебники и запутать школьников, которые уже изучили склонения в младших классах. Да и для большинства людей порядок склонений не имеет особой значимости. Поэтому на радикальную реформу русского языка никто до сих пор не решился.

 

Так что не теряйтесь, если в какой-нибудь научной работе или в учебнике вашего вуза вы заметите несоответствие номера склонения, знакомого вам. Теперь вы знаете, почему так может быть :) 

Комментарии

Please, log in to send a comment.